Социально-экономическая структура накопления в переходной экономике
Социально-экономическая структура накопления детерминирована структурой форм собственности с учетом пофазной принадлежности капитала, его функциональной роли в производстве. Используя такой методологический подход, в структуре накопления можно выделить следующие элементы:
1.Государственные инвестиции.
Хотя для обеспечения экономического роста они должны стать приоритетным направление бюджетных расходов, в настоящее время централизованные капитальные вложения являются незащищенной статьей государственного бюджета и осуществляются по остаточному методу. В силу этого их финансирование снизилось с 50 % от плановых назначений в расходах государственного бюджета в 1994г. до 28,5% в 1996г. Теоретически это объясняется тем, что финансирование дефицита госбюджета через внутренние займы (государственные ценные бумаги) вытесняет государство как инвестора с рынка капитала. Для доказательства приведем фундаментальное условие равновесия на рынке товаров в закрытой экономике:
У = C + I + G (1),
где У - совокупный спрос, соответствующий предложению;
С - спрос на потребительские товары;
I - инвестиционный спрос частных фирм;
G - правительственные расходы на услуги (образование, здравоохранение и др.) или товары (военные и гражданские).
Из обеих частей равенства (1) вычтем (Т+С), где Т - чистый налог, т.е. налоговые поступления минус субсидии и трансфертные платежи. Тогда S = I + G - Т, т.е. сбережения населения и юридических лиц равны сумме, которую предприятия и правительство хотели бы взять в долг через рынок капитала, аккумулирующий и размещающий их посредством банков, фондового рынка так, чтобы удовлетворить спрос на кредиты предприятий для финансирования инвестиций и спрос правительства для финансирования бюджетного дефицита.
Рост правительственных текущих расходов увеличивает реальную ставку процента (r) при условии, что отношение М/Р, т.е. количество реальных денег и скорость их обращения остаются постоянными. Но при росте процента инвестиции уменьшаются на сумму увеличения правительственных расходов (при неизменном выпуске продукции в краткосрочном периоде), т. е. увеличение G сокращает инвестиции на прирост потребительского спроса.
Так, дефицит бюджета 1997 г. в размере 95,4 трлн. руб. на 60% был покрыт за счет источников внешнего финансирования. Тем самым государство хотя бы частично уходит с внутреннего рынка капитала, что в значительной мере обеспечило снижение процентной ставки, активизирующее инвестиционную деятельность частного сектора.
Снижает объём государственных инвестиций также приватизация государственной собственности, поскольку наряду с уменьшением государственных централизованных бюджетных накоплений сокращаются накопления в государственных предприятиях за счет их собственных средств.
Отсюда следует, что государственная поддержка предприятий в сфере инвестирования будет незначительна, государство сможет осуществлять инвестиции лишь в непроизводственную сферу и конверсию. Поэтому в перспективе государственные инвестиции получат государственные предприятия федерального значения.
2.Частно-корпоративное накопление.
Доля корпоративных инвестиций составила в 1996 г. 48,5 % в освоенных капитальных вложениях (в 1993 г. - 29 % , в 1992 г. - 6,7%). В 1999г. 83% инвестиций в основной капитал осуществили предприятия, более половины этих вложений приходится на федеральные естественные топливно-энергетические монополии. Складывающаяся в российской экономике континентальная модель акционерной собственности, характерным признаком которой является принадлежность 70-80 % акционерного капитала постоянным акционерам (на стадии первичной приватизации - трудовым коллективам), по своей социально-экономической природе представляет собой рабочую акционерную собственность. Эта модель, как показывает практика ее использования в разных странах, затрудняет инвестиционные процессы, поскольку иллирийские (уордовские) фирмы склонны к недоинвестированию, к использованию дохода через заработную плату, а прибыли через дивиденды на потребление. Но снижение конкурентоспособности продукции, ее устаревание и падение спроса могут заставить постоянных акционеров инвестировать прибыль. Кроме того, переход ко второму этапу приватизации (от чековой к денежной), а также развитие фондового рынка обеспечивают постепенную концентрацию контрольного пакета акций у аутсайдеров, что свидетельствует о переходе к более эффективной предпринимательской модели акционерной собственности, к так называемой рекомбинированной собственности.
Похожие работы:
- Социально-экономическая структура накопления в переходной экономике
Социально-экономическая структура накопления детерминирована структурой форм собственности с учетом пофазной принадлежности капитала, его функциональной роли в производстве. Используя такой методологи...
- Экономическая роль, темпы и этапы приватизации в переходной экономике
Процесс приватизации имеет длительную историю. В Древнем Египте частная собственность складывалась на основе государственной. Собственность египтянина включала и то государственное имущество, которым ...
- Структура форм собственности в переходной экономике
Основу любой системы хозяйства составляют отношения собственности. Демокрит считал частную собственность необходимым условием борьбы за существование. Платон в "Законах" также важным условием идеально...
- Управление инфляцией в переходной экономике
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы пр...
- Развитие инвестиционных процессов в переходной экономике
Политические, экономические и социальные особенности переходной экономики, как одного из вариантов трансформации хозяйственных систем, обусловливают наличие следующих тенденций в сфере инвестирования:...